Суббота
18.05.2024
07:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя изо и черчения Исаковой Натальи Георгиевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 678

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Символика древних образов. Рушники.
[ Скачать с сервера (2.88 Mb) ] 04.10.2009, 21:46
 

Методическая разработка урока « Изобразительное искусство и художественный труд» 

Урок адресован в первую очередь учителям ИЗО, как пример использования компьютера на уроках.

Урок разработан по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Акцент делается на местные художественные традиции и промыслы.

Тема: «Символика древних образов. Рушники».

Форма: Презентация по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» программа Б. М. Неменского, урок в 5 классе.

Цели и задачи:

-развитие компонентов мышления - условности восприятия, способности оценивать, развитие творческой деятельности и навыков учебно–познавательной деятельности.

-дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, учится в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства; формирование умений и навыков выполнять рисунки машинным способом; согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

 

Структура урока:

-Организационный момент- организация внимания учащихся.

-Актуализация опорных знаний.

-Реализация целей урока.

-Итог урока.

 

Материалы: компьютер, работа в графическом редакторе PAINT.

 

Зрительный ряд: образцы вышитых полотенец, методическое пособие по композиции; презентация «Символика древних образов. Рушники» в программе PowerPoint

 

Музыкальный ряд: народные мелодии – плясовые, протяжные.

 

 

 

 

Ход урока: I. Организационный момент.

 

 Правила поведения в компьютерном классе:

1.Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2.Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3.Включать или выключать компьютер и подключённые к нему устройства учащимся не разрешается.

4.Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

II. Знакомство с темой урока. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке.

Работа по слайдам:

 Сообщение темы урока. Слайд 1. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с древними корнями народного искусства. На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством карельской (и русской) избы. А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди.

Утиральник? (для лица) Рушник? Рукатёр?   Что это за предмет?..

Слайд 2. Полотенце сопровождало человека всю жизнь. Полотенцами крестьяне украшали свой дом в праздничные дни. Они развешивались по стенам на верёвках или деревянных спицах.

На красочных декоративных полотенцах преподносили хлеб-соль почётным гостям.

Во время крестин мать ребёнка в знак благодарности одаривала красивыми  полотенцами священника, дьякона и куму.

В свадебном обряде: как подарки новым родственникам и всем почётным гостям.

 Свадебное полотенце- эта трехчастная симметричная композиция с изображением женской фигуры в центре и всадниками по бокам. Такое полотенце приносило в дом как пожелание продолжения рода и семейного благополучия (чтобы дети родились и росли здоровыми, не переводилась птица и домашние животные, всегда был обильным урожай на поле…). Вышивалось  оно обычно невестой или её подружками, вешалось в переднем “красном” углу сразу же в первый день свадьбы.

Вышивкой занимались только женщины. Почему? (т. к. лён – царство женщин; лес, вода – мужчин)

Слайд 3. Какие цвета карелы использовали в вышивке? Для Карелии основные цвета – красным по белому, белым по красному, белым по белому.

Слайд 4. По каким правилам вышивали полотенце? Полотенце вышивали с обеих концов, по крою, в трёх полосах. Край полотенца не обрубался, а оформлялся крючком или «по выдергу» и обшивался. Техника вышивки:

  1. по выдергу
  2. двухсторонний шов
  3. набором (зеркальное отображение)
  4. тамбурный шов

Вышивка появилась очень давно, ещё в бронзовом веке (в 9-11 в. Вышивали передники стальной медной проволочкой). В дальнейшем стали вышивать нитками (красного, жёлтого, чёрного цвета).

Слайд5. (закрепление знаний полученных на предыдущих уроках)  Мир крестьянина был заполнен красочными цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Знаки - символы?

Задание (на композицию): Пройти к мольберту и разместить  знаки-символы на полотенце (фото 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6. Задание для выполнения работы на компьютере.

 

III. Практическая работа. Работа выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем орнамент для полотенца.

 

 

 . Работа в графическом редакторе Paint.

Для рисования  и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов (при желании можно воспользоваться).

Из созданных (заранее созданных учителем или учениками) фрагментов составьте  орнаментальную композицию, используя буфер обмена. Для этого:

1.      Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.

2.      Установите Прозрачный фон в графическом меню инструмента Выделение.

3.      В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.

4.      В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.

5.      Перетащите его с помощью «мыши» в нужное место документа и щёлкните на свободное поле, чтобы снять выделение.

6.      В меню Правка вновь выберите Вставить. На экране появится ещё один фрагмент. Его также можно перетащить в любое место документа.

Создание симметричного изображений с помощью горизонтального меню.

Рассмотрим команды, которые позволяют поворачивать изображение или элемент, что особенно важно при моделирование объектов.

1.      Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.

2.      В графическом меню установите Прозрачный фон.

3.      В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.

4.      В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.

5.      В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.

6.      В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить слева направо.

7.      Щёлкните на кнопке ОК. На экране появиться зеркальное отображение фрагмента.

8.      Приставьте повёрнутую копию фрагмента к вертикальной стороне исходного фрагмента.

9.      Из сформированных фрагментов орнамента самостоятельно составьте композицию.

В нижней части окна помещено меню Палитра, с помощью которого можно изменять цвет рисунков.

Завершив работу по составлению композиции, можно сохранить его изображение или закрыть документ, не сохраняя созданного рисунка.

 

IV. Выставка.

Демонстрация работ.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: nik24 | Теги: солярные знаки, декор, полотенце
Просмотров: 6012 | Загрузок: 1066 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: