Методическая разработка урока « Изобразительное искусство и художественный
труд»
Урок адресован в первую
очередь учителям ИЗО, как пример использования компьютера на уроках.
Урок разработан по
программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе декоративных
искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству
наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой
атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям
искусства в современной жизни. Акцент делается на местные художественные
традиции и промыслы.
Тема:«Символика древних
образов. Рушники».
Форма:Презентация по
предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» программа Б. М.
Неменского, урок в 5 классе.
Цели и задачи:
-развитие компонентов мышления - условности
восприятия, способности оценивать, развитие творческой деятельности и навыков
учебно–познавательной деятельности.
-дальнейшее
формирование художественного вкуса учащихся, учится в ходе восприятия
декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать
внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка
декоративного искусства; формирование умений и навыков выполнять рисунки машинным
способом; согласовывать между собой детали для объединения их в целостный
ансамбль.
-воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Структура
урока:
-Организационный
момент- организация внимания учащихся.
-Актуализация
опорных знаний.
-Реализация
целей урока.
-Итог
урока.
Материалы:
компьютер, работа в графическом
редакторе PAINT.
Зрительный
ряд: образцывышитых полотенец,
методическое пособие по композиции; презентация «Символика древних образов.
Рушники» в программе PowerPoint
Музыкальный
ряд: народные мелодии –
плясовые, протяжные.
Ход
урока: I.
Организационный момент.
Правила поведения в компьютерном классе:
1.Входить
и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2.Требуется
занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся,
бригадой в целом.
3.Включать
или выключать компьютер и подключённые к нему устройства учащимся не
разрешается.
4.Подключение
к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или
лаборантом.
II. Знакомство с темой урока. Закрепление
знаний, полученных на предыдущем уроке.
Сообщение
темы урока.Слайд 1. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с
древними корнями народного искусства. На предыдущих уроках мы познакомились с
внешним и внутренним убранством карельской (и русской) избы. А какие же
предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие
крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и
многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди.
Утиральник?
(для лица) Рушник? Рукатёр?Что это за
предмет?..
Слайд 2. Полотенце
сопровождало человека всю жизнь. Полотенцами крестьяне украшали свой дом в
праздничные дни. Они развешивались по стенам на верёвках или деревянных спицах.
На
красочных декоративных полотенцах преподносили хлеб-соль почётным гостям.
Во
время крестин мать ребёнка в знак благодарности одаривала красивымиполотенцами священника, дьякона и куму.
В
свадебном обряде: как подарки новым родственникам и всем почётным гостям.
Свадебное полотенце- эта трехчастная
симметричная композиция с изображением женской фигуры в центре и всадниками по
бокам. Такое полотенце приносило в дом как пожелание продолжения рода и
семейного благополучия (чтобы дети родились и росли здоровыми, не переводилась
птица и домашние животные, всегда был обильным урожай на поле…).
Вышивалосьоно обычно невестой или её
подружками, вешалось в переднем “красном” углу сразу же в первый день свадьбы.
Вышивкой
занимались только женщины. Почему? (т. к. лён – царство женщин; лес, вода –
мужчин)
Слайд 3. Какие цвета карелы
использовали в вышивке? Для Карелии основные цвета – красным по белому, белым
по красному, белым по белому.
Слайд 4. По каким правилам
вышивали полотенце? Полотенце вышивали с обеих концов, по крою, в трёх полосах.
Край полотенца не обрубался, а оформлялся крючком или «по выдергу» и обшивался.
Техника вышивки:
по выдергу
двухсторонний шов
набором (зеркальное
отображение)
тамбурный шов
Вышивка
появилась очень давно, ещё в бронзовом веке (в 9-11 в. Вышивали передники
стальной медной проволочкой). В дальнейшем стали вышивать нитками (красного,
жёлтого, чёрного цвета).
Слайд5. (закрепление знаний полученных на предыдущих уроках)Мир крестьянина был заполнен красочными цветением
росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли
людям радость и имели символическое значение. Знаки - символы?
Задание
(на композицию): Пройти к мольберту и разместитьзнаки-символы на полотенце (фото 1).
Слайд 6. Задание для выполнения работы на компьютере.
III. Практическая работа.Работа
выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем орнамент для полотенца.
.Работа в графическом редакторе Paint.
Для рисованияи редактирования имеется набор инструментов,
которые объединены в панель инструментов (при желании можно воспользоваться).
Из созданных (заранее созданных
учителем или учениками) фрагментов составьтеорнаментальную композицию, используя буфер обмена. Для этого:
1.Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.
2.Установите Прозрачный фон в
графическом меню инструмента Выделение.
3.В меню Правка выберите Копировать. Изображение
помещено в буфер обмена.
4.В меню Правка выберите Вставить.
Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.
5.Перетащите его с помощью «мыши» в нужное место
документа и щёлкните на свободное поле, чтобы снять выделение.
6.В меню Правка вновь выберите Вставить. На экране
появится ещё один фрагмент. Его также можно перетащить в любое место документа.
Создание симметричного изображений с помощью
горизонтального меню.
Рассмотрим команды, которые позволяют поворачивать
изображение или элемент, что особенно важно при моделирование объектов.
1.Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.
2.В графическом меню установите Прозрачный
фон.
3.В меню Правка выберите Копировать. Изображение
помещено в буфер обмена.
4.В меню Правка выберите Вставить.
Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.
5.В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.
6.В открывшемся окне установите переключатель перед
строкой Отразить слева направо.
7.Щёлкните на кнопке ОК. На экране появиться зеркальное
отображение фрагмента.
8.Приставьте повёрнутую копию фрагмента к вертикальной
стороне исходного фрагмента.
9.Из сформированных фрагментов орнамента самостоятельно
составьте композицию.
В нижней части окна помещено меню Палитра, с помощью
которого можно изменять цвет рисунков.
Завершив работу по составлению композиции, можно
сохранить его изображение или закрыть документ, не сохраняя созданного рисунка.